Вертикальная планировка территории | Проектирование | План организации рельефа | Формулы и примеры

Обновлено:

Проектирование рельефа участка - это творческий процесс и ответственная часть общего проекта. Принятые решения по формированию рельефа напрямую влияют на объемы перемещаемых во время строительства земляных масс, на количество сохраненного плодородного грунта и, в итоге, на конечную стоимость строительства.

Вертикальная планировка территорий оказывает большое влияние на выразительность застройки и ландшафта, на благоприятную среду для проживания населения.

Как сделать вертикальную планировку правильно, с чего начать, каковы основные принципы организации рельефа?

Основные задачи вертикальной планировки территорий

Вертикальная планировка территории - это комплекс инженерных мероприятий, обеспечивающих преобразование естественного рельефа в соответствии с требованиями архитектурно-планировочного решения.

В результате изменения рельефа решаются следующие задачи:

- придание рельефу архитектурной выразительности

- исключение затопления и подтопления участка

- укрепление оврагов

- инженерная подготовка территории для застройки

- безопасные условия движения транспорта и пешеходов

- поэтапное освоение участка застройки

- устойчивое развитие территории

При выборе варианта решения по организации рельефа основное внимание следует уделять достижению наименьшего объема земляных работ, равенства объемов насыпи и выемки.

Разработку проекта нужно вести с максимальным сохранением существующего рельефа, существующих зеленых насаждений и верхнего плодородного слоя земли.

Способы проектирования организации рельефа

Существует три метода выполнения плана организации рельефа:

- Метод проектных отметок: изображение проектируемого рельефа в виде точек с высотными отметками

- Метод профилей: рельеф изображается множеством профилей

- Метод горизонталей: проектируемый рельеф представляется в виде "красных" горизонталей

Выполнение плана организации рельефа методом проектных горизонталей является основным способом для раздела 2 по постановлению №87 "Схема планировочной организации земельного участка".

Проект, как правило, выполняется на топографическом плане участка в масштабе 1:500 с сечением проектных горизонталей 0.1 метр.

При проектировании территории в составе раздела "ПЗУ" вертикалка выполняется методом проектных горизонталей по ГОСТ 21-508-2020 "Правила выполнения рабочей документации генеральных планов..." В таком случае расчет баланса земляных масс выполняется на плане земляных масс (картограмма земляных работ).

При проектировании дорог в составе раздела "АД" вертикалка выполняется по ГОСТ 21-701-2013 "Правила выполнения рабочей документации автомобильных дорог". В таком случае расчет баланса земляных масс выполняется на продольных профилях.

Основные этапы формирования проектного рельефа

На первом этапе следует оценить существующий рельеф, представленный на топографическом плане участка: определить основной уклон местности, наметить места сбора поверхностных вод.

Необходимо решить, будет ли основное здание расположено на плато или наклонной площадке, что очень важно для выбора конструкции фундаментов под здание.

На втором этапе на границах выделенного под строительство участка выставляются существующие (опорные) высотные отметки, которые будут неизменяемыми.

На третьем этапе выставляются проектные отметки по лоткам проездов, углам зданий. Назначаются точки перелома рельефа. Назначается предварительный "ноль" основного здания.

Важно! Если рельеф спокойный и большая срезка и насыпь не планируется, то для приближения баланса земляных масс к нулю следует назначать проектируемые отметки на дорогах на 20-30 см выше существующих.

На четвертом этапе следует выполнить вертикальную планировку методом проектных горизонталей.  Сначала назначают красные горизонтали на дорогах и тротуарах, затем планируется вся площадка.

Далее выставляется окончательно ноль (абсолютная отметка пола первого этажа) здания, рассчитывается количество ступеней на каждом крыльце и длина наружных пандусов для доступа маломобильных групп населения в здание.

Основные формулы для проектирования вертикальной планировки методом проектных горизонталей

Формулы расчета расстояния между горизонталями, наклона горизонталей можно найти в методичках и книгах по проектированию. Но, задачей настоящей статьи является краткое руководство, как же сделать вертикалку вручную. Поэтому даю основные формулы расчета.

Этот чертеж можете скачать здесь.

Проектные горизонтали на представленном чертеже изображены голубым цветом.

Основные формулы, применяемые при выполнении проекта:

I=H/L

L1=N/I

L2=b/2 * i/I 

I - продольный уклон, в долях

i - поперечный уклон, в долях

L - расстояние между переломными точками, м

L1 - расстояние между горизонталями, м

L2 - расстояние сдвига горизонтали от оси к лотку

L3 - скачек горизонтали на газоне за счет бортового камня (15 см при установке бортового камня БР 100.30.15)

N - сечение проектных горизонталей (обычно 0.1м), м 

H - разница отметок переломными точками (превышение), м 

На чертеже представлены два участка дороги, первый участок длиной 48.00 м, второй - 76.00 м.

Расчет для участка дороги длиной 48.00 м

I=H/L=(101.09-100.75)/48=0.007

L1=N/I=0.1/0.007=14.285

L2=b/2 * i/I =15/2*0.02/0.007=21.428

L4=(100.80-100.75)/0.007=7.142

Расчет для участка дороги длиной 76.00 м

Определение превышения по заданному уклону 0.012:

H=I*L=0.012*76=0.912

Определение следующей отметки в точке перелома рельефа:

101.09+0.912=102.00

L1=0.1/0.012=8.333

L2=15/2*0.02/0.012=12.5

L4=(101.10-101.09)/0.012=0.83

В итоге должен получиться примерно такой чертеж, как в начале статьи. Это вертикалка детского сада.

По этому же принципу можно сделать вертикалку территории школы, жилого двора, микрорайона, городской площади, и так далее.

Пример плана организации рельефа микрорайона здесь.

Заключение

Выполнение вертикальной планировки местности в специальных программах значительно ускоряет процесс проектирования. Чаще всего применяют программу Sivil, которая является усовершенствованной версией Autocad (если представить упрощенно).

В программе Sivil описание существующего и проектируемого рельефа выполняется методом триангуляции, то есть, небольшими треугольниками, которые соединены между собой и "лежат" на поверхности рельефа. Картограмма земляных работ выполняется за минуту!

Но, по моему мнению, применение специальных программ оправдано на больших участках, примерно от пяти гектаров. В остальных случаях быстрее сделать в старом добром автокаде.

Подробнее о проектировании рельефа смотрите в  "Руководстве по проектированию..."

Пишите,пожалуйста, в комментариях, что непонятно.

Так же хорошо бы было увидеть ваши замечания, а также ссылки на  методички, рефераты и пособия по этому вопросу.

С вами была Ирина Александровна.

14 комментариев

Аватар комментатора Себгатулла Автор: Себгатулла

Спасибо вам огромное за это вы сильно мне помогли!
Мой вопрос следующий
L2=15/2*0.02/0.012=12.5
Вы для проезжай часть 15 делили на 2 для тротуар и газон как посчитать их ширина ?
Дальше очень хочется такой статья как правильно посчитать проектный (красный) отметки

Аватар комментатора Ирина Боронкина Автор: Ирина Боронкина

Добрый день! Рада, что помогла.
Проектные отметки не считают, а назначают. То есть, вы красные (проектные) отметки НАЗНАЧАЕТЕ в зависимости от того, какой рельеф хотите сформировать: ровную поверхность земли, с наклоном, ступенями и так далее.
В моем примере ширина проезжей части НАЗНАЧЕНА 15.0 метров. Если поперечный профиль дороги двухскатный, как у нас, то при подсчете L2 ширину дороги следует разделить на 2.
Если поперечный профиль односкатный, то формула будет такая: L2=15*0.02/0.012=25.
Ширину газона вы тоже должны назначить.
Ширину проезжей части, ширину тротуаров, общую ширину дороги вместе с газонами следует определять по СП 42... Эти показатели зависят от категории дороги и интенсивности движения машин и пешеходов.
А также поперечный профиль дороги в красных линиях должен быть разработан на стадии ППМ.
Попытайтесь найти ППМ на территорию, где Вы проектируете. Там должен быть разработан поперечный профиль вашей дороги со всеми показателями.
Творческих успехов!

Аватар комментатора Екатерина Автор: Екатерина

Ирина, спасибо что делитесь своими знаниями! Возможно ли у вас пройти несколько уроков по вертикальной планировке, да и вообще консультироваться по созданию генеральных планов?

Аватар комментатора Ирина Боронкина Автор: Ирина Боронкина

Да, конечно! Пишите мне в ВК. Наверное, после новогодних праздников можно организовать. Если что срочно подсказать, пишите сюда. Другим пользователям тоже будет интересно. Другой вариант - на почту.

Аватар комментатора Екатерина Автор: Екатерина

Спасибо! Сейчас у меня вопрос по созданию генерального плана производственно-складского объекта, в частности, нужно ли предусматривать для фуры круговой разворот или допускается маневрирование по участку задним ходом?

Аватар комментатора Ирина Боронкина Автор: Ирина Боронкина

Круговой разворот не требуется, если нет места. Но, возможно, круговой проезд вокруг здания нужен будет для пожарной машины. Так что все равно делать. Нюанс: при подъезде к разгрузочной - погрузочной рампе, возможно, потребуется прямой участок дороги, равный длине фуры. Это требование зависит о задания технологов (или заказчика).

Аватар комментатора Екатерина Автор: Екатерина

Спасибо! После праздников вам напишу

Аватар комментатора Ирина Боронкина Автор: Ирина Боронкина

С наступающим Новым Годом! Счастья и здоровья всем нам!

Аватар комментатора Екатерина Автор: Екатерина

Ирина, спасибо что делитесь своими знаниями! Возможно ли у вас пройти несколько уроков по вертикальной планировке?

Аватар комментатора Ирина Боронкина Автор: Ирина Боронкина

Простите, что сразу не ответила. Пишите, какой у вас вопрос. Все обсудим. Возможны консультации по скайп или вайбер.

Аватар комментатора Вячеслав Автор: Вячеслав

Добрый день! Ирина, спасибо за формулы и актуальные примеры! Скачал файл в автокаде, супер! Скажите пожалуйста, какой максимальный уклон дорог и тротуаров внутри застройки? От чего зависит?

Аватар комментатора Ирина Боронкина Автор: Ирина Боронкина

Спасибо за вопрос. Ответила.

Аватар комментатора Вячеслав Автор: Вячеслав

Добрый день! Ирина, спасибо за формулы и актуальные примеры! Скачал файл в автокаде, супер! Скажите пожалуйста, какой максимальный уклон дорог и тротуаров внутри застройки? От чего зависит?

Аватар комментатора Ирина Боронкина Автор: Ирина Боронкина

Добрый день! Приятно, что была Вам полезна. Уклон дорог зависит от категории дороги и скорости движения. Чем меньше скорость движения, тем больший продольный уклон можно назначить. Максимальный продольный уклон проездов внутри микрорайона - 0.08, максимальный уклон тротуаров - 0.05. Если при уклоне дороги 0.08 к ней присоединен тротуар, но нужно его "отсоединить", и, при параллельном расположении дороги и тротуара делать на тротуаре участки с уклоном 0.05 и участки с пандусами уклоном 12% и лестницами.

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение