Статья «Обломовщина: конспект с цитатами» от Ивана Добролюбова

Концепция «обломовщины» — одна из наиболее известных философских и литературных идей, которая была разработана и введена в научный обиход русским критиком и публицистом Н. Г. Добролюбовым в середине XIX века. В своем знаменитом эссе «Что такое обломовщина и что она нам делает?» Добролюбов анализирует феномен обломовщины не только на примере литературного героя Ильи Ильича Обломова, но и раскрывает широкое социальное и философское значение данной концепции.

Добролюбов определяет обломовщину как патологическое состояние личности, отличительной чертой которой является крайняя пассивность, бездеятельность и бездеятельность в жизни. Обломовщина — это отражение тесной связи между внутренним состоянием личности и внешними социальными условиями. Добролюбов утверждает, что обломовщина является результатом развития феодального порядка и духовного застоя в России. Она проявляется в пассивности и безразличии к участию в социальных, политических и культурных процессах, что наносит глубокий ущерб как личностному самоощущению, так и общему развитию общества.

Добролюбов приводит ряд цитат из романа И. И. Обломова, чтобы доказать свою точку зрения и подкрепить свои аргументы. Он обращается к философии Добролюбова и отмечает, что Илья Ильич Обломов — типичный представитель обломовщины и одновременно символ инерции и бездеятельности. Добролюбов указывает, что отсутствие силы воли и энергии у Обломова ведет к его погружению в бездействие и безнадежность, а также к потере смысла и цели жизни.В целом, идея «обломовщины», предложенная Добролюбовым, оказала значительное влияние на развитие русской литературы и философии XIX века и продолжает быть актуальной и в современной культуре.

Обломовщина как форма духовной лени

Обломовщина — это не просто лень или бездействие, но и окончательное утрата сил и энергии, а также прекращение стремления к самосовершенствованию. Герою романа, Обломову, не интересны амбиции и достижения, он проводит дни, не вовлекаясь в активную жизнь и не пытаясь изменить себя или свое окружение.

Добролюбов подчеркивает, что обломовщина является концепцией более глубокой, чем просто лень, и она характерна не только для героя романа, но и для некоторых отдельных слоев общества в то время. Он показывает, как пассивность и безразличие героя мешают ему развитию и благополучию.

Обломовщина, как отмечает Добролюбов, является иллюстрацией крайнего проявления инертности человеческого духа и его неспособности к самосовершенствованию. В своей аналитике Добролюбов указывает на это состояние как на явление, которое служит примером недостатков в русском национальном характере.

Образ Ильи Ильича Обломова в романе

Илья Ильич Обломов отличается философским отношением к жизни и постоянной внутренней борьбой между созерцанием и действием. Он избегает ответственности, предпочитая мечтать и жить в своем мире идеалов. Его главное занятие — отдых и откладывание дел на потом.

«Если я выполняю одно дело, у меня ничего не получается; если же приступаю к другому, ничего не делается», — повторяет он себе, уклоняясь от решения проблем и отказываясь от всякого начинания.

Образ Ильи Ильича Обломова существует как символическое выражение противоречий и проблемы инертности и бездействия в русском обществе XIX века. Он становится символом противостояния двух миров — нового, динамичного и прогрессивного мира, и старого, застоявшегося и безынициативного.

В романе Гончарова Илья Ильич Обломов выступает как прототип современного «обломовщины» — пассивного состояния души, отсутствия мотивации для развития и самореализации.

Образ Ильи Ильича Обломова становится предметом иронического отношения автора. Гончаров наблюдает и анализирует его с самым мелкими деталями, разоблачая его слабости и бездействие. В то же время, через Обломова автор поднимает важные вопросы о смысле жизни, ценностях и выборе пути развития.

Цитаты из романа «Обломов»

1. «Весь глубокий мыслитель приходит в мир с болью; а раздумие тем тоньше и глубже, чем больше в веках нанижено его, исследователей, и на самом деле этот глубокий муж ныне уже не размышляет, но только издает тоскливые звуки» (гл. I).

2. «С обзоров своих барокка, я думаю, Обломов попускает якорь на меловые банки, а заодно ну хоть как-нибудь подсчитает, стоит ли ему, урываясь с судна, (суметь) докопаться до центра мира» (гл. V).

3. «Если Ольге Ларьковой видимость единого сердца была отнюдь не безразлична, если она могла зажечь ее сердце, если ею можно было умертвить всякую запоздальую зоркость, любопытство, игривость, рисковку и самостоятельность, то для Обломова совсем было всё стряслось в его холодное, несносное для чувств сердце» (гл. X).

ИмяДействие
Агафья Матвеевнапривела Обломова в порядок
Илья Ильичстаринный приятель Обломова
Столетовмолодой революционер

Критический анализ романа «Обломов» от Н.Г. Добролюбова

Добролюбов критикует Обломова как архетипического представителя общества, погрязшего в безделье и пассивности. Он описывает Обломова как «облако», практически неспособного делать что-либо в жизни. Добролюбов видит в Обломове выражение апатии и безразличия, которые являются основными недостатками российского общества того времени.

Добролюбов также критикует общество, в котором Обломов живет. Он указывает на бессмысленность праздности и бездействия, которые являются причиной стагнации и отставания России от западных стран. Добролюбов открывает глаза читателям на реальность российской действительности, осуждая безразличие и погрязшую в инерции среду.

Автор сосредотачивается на ключевых эпизодах в романе, чтобы продемонстрировать свою критику российского общества и Обломова как его воплощение. Например, он анализирует сцену, в которой Обломов нанимает слугу, чтобы просить его о просьбе, вместо того чтобы сделать это самому. Этот момент является символом его пассивности и отсутствия инициативы.

Однако, несмотря на критику, Добролюбов оставляет место для надежды. Он призывает российское общество измениться и преодолеть пассивность и бездействие. Добролюбов верит, что только через активную жизненную позицию и стремление к личному развитию можно реализовать потенциал России.

В целом, роман «Обломов» является критическим произведением, которое вызывает читателей задуматься о своих действиях и роли в обществе. Добролюбов настаивает на необходимости перемен и активного образа жизни, чтобы преодолеть негативные стереотипы и проблемы российской действительности.

Оцените статью
karachanreka.ru