Расчет автостоянок для жилых домов и общественных зданий | Размеры парковок и нормы их размещения | СП 42.13330.2016 | СП 113.13330.2016

Обновлено:

Для расчета и размещения автостоянок следует пользоваться перечисленными ниже сводами правил и санитарными нормами, которые вы легко можете скачать по предоставленным ссылкам:

СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»

СП 82.13330.2016«СНиП III-10-75 Благоустройство территорий»

СП 113.13330.2016 «СНиП 21-02-99* Стоянки автомобилей»

СП 140.13330.2012 «Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения» 

СП 160.1325800.2014 « Здания и комплексы многофункциональные»

СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (действует до 01.01.2022 г.)

ФЗ 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"

Нормы расчета количества автостоянок 

Количество автостоянок для жителей следует рассчитывать по региональным нормам, а для обслуживающих предприятий - по региональным нормам или по приложению "Ж" СП 42.13330.2016. в соответствии с СП 160.1325800.2014 "Здания и комплексы многофункциональные".

Региональные нормы и приложение "Ж" СП 42.13330.2016 нет смысла повторять в этой статье, но пример расчета, данный в следующем разделе, наглядно показывает принципы проектирования и размещения стоянок.

Общее количество необходимых автостоянок  - это сумма требуемых автостоянок на каждое здание (часть здания) и сооружение в квартале.

Пример расчета потребности в автостоянках для жилых домов и обслуживающих предприятий

Расчет общей потребности в гаражах и стоянках для постоянного хранения автомобилей жителей выполнен на примере постановления Правительства Нижегородской области от 31 декабря 2015 года № 921 "Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Нижегородской области":

"Количество автостоянок для постоянного хранения автомобилей жителей определяется в размере 70% проектного количества квартир, машино-мест.

Количество автостоянок для временного хранения автомобилей жителей  - 25% от мест постоянного хранения, машино-мест".

Расчет автостоянок для жителей рассчитывают по региональным нормам. Это "Правила землепользования и застройки" населенного пункта или "Правила благоустройства" населенного пункта.

Расчет автостоянок для маломобильных групп населения произведен для жилых домов и предприятий в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 №181-ФЗ из расчета 10% мест постоянного хранения автомобилей жителей, половина из которых  -  для инвалидов  на кресле-коляске.

Расчета автостоянок для обслуживающих предприятий производится согласно приложению "Ж", таблица Ж.1, СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".

Привожу некоторые из этих норм (по таблице Ж.1, СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений"):

Оздоровительные комплексы, ФОК -  1 м/место на 25-55  м2 общей площади (при общей площади менее 1000 м2), 1 м/место на 25-40 м2 общей площади (при общей площади 1000 м2 и более);

Аквапарки, бассейны - 1 м/место на 5-7 единовременных посетителей,

Супермаркеты, универмаги, торговые комплексы - 1 м/место на 40-50 м2 общей площади, 

Магазины по продаже непродовольственных товаров (мебель, автосалоны, инструменты, спортивные, бытовой техники, ювелирные, книжные и т.п.) -1 м/место на 60-70 м2 общей площади.

Гипермаркеты, магазины-склады - 1 м/место на 30-35 м2 общей площади,

Как видите, количество мест на автостоянке напрямую зависит от назначения здания. Даже для магазинов требуется разное количество машино/мест в зависимости от назначения магазина.

Расчет количества автостоянок для гостиниц следует вести по СП 257.1325800.2016.

Основные нормы расчета автостоянок для гостиниц:

Подробнее расчет стоянок для мотелей и специализированных гостиниц следует смотреть в СП 257.1325800.2016.

Исходные данные для расчета количества автостоянок на территории квартала

1.    Жилой дом на 120 квартир

2.    Жилой дом на 80 квартир

3.    Магазин спортивных товаров  на 1 этаже жилого дома номер 2 (общая площадь помещения - 120 м2)

4.    Центр самодеятельного творчества на 1 этаже жилого дома номер 2  (общая площадь помещения - 50 м2)

Расчет автостоянок для жилых домов

Жилой дом номер 1

Количество квартир Ккв.=120.

Количество автостоянок для постоянного хранения автомобилей жителей:

Ап=Ккв х 70/100

Ап1=120 х 70/100 = 84 машино-места, из них 10%  - для инвалидов.

84х0.1 = 8 машино-менст для инвалидов, из них 4 машино-места – для инвалидов-колясочников.

Количество автостоянок для временного хранения автомобилей жителей:

Авр  =  Ап х 25/100

Авр1  = 84 х 25/100 = 21 машино-место.

Жилой дом номер 2

Количество квартир Ккв.=80.

Автостоянки для жителей дома.

Ап2 = 80х70/100 = 56 машино-мест, их них 6 машино-мест – для инвалидов (из них три машино-места для инвалидов- колясочников)

Авр2 = 56 х 25/100 =  14 машино-мест.

Расчет потребности в автостоянках для посетителей и сотрудников обслуживающих предприятий

Норма для посетителей и работников  центра творчества: одно машино-место на 25 м2 общей площади помещения.

Общая площадь помещения – 50 м2.

Ац=  50/25 = 2 машино-места (в том числе 1 машино-место для инвалидов).

Норма для посетителей и работников магазина спортивных товаров: одно машино-место на 70 м2 общей площади помещения.

Общая площадь помещения магазина  – 120 м2.

Ам = 120/70 = 1.7, принимаем 2 машино-места (1 машино-место для инвалидов)

Итого, для рассматриваемой территории требуется автостоянок:

А = Ап1 + Ап2 + Авр1 + Авр2 + Ац +Ам = 84 +56 +21 +14 + 2 + 2 = 179 машино-мест, из них

- для постоянного хранения жителями:  84+56=140 машино-мест (в их числе 14 машино-мест – для инвалидов),

- для временного хранения жителями: 21 =14 = 35 машино-мест,

- для временного хранения для обслуживающих предприятий: 2 + 2 = 4 машино-места (в их числе 2 машино-места – для инвалидов).

Из всего количества автостоянок для инвалидов необходимо выделить 10%:  140х0.1=14 машино-место, плюс 2 машино-места около магазина и центра творчества.

Результат расчета

Итого, для рассматриваемой территории требуется автостоянок:

А = Ап1 + Ап2 + Авр1 + Авр2 + Ац +Ам = 84 +56 +21 +14 + 2 + 2 = 179 машино-мест, из них

  • для постоянного хранения жителями:  84+56=140 машино-мест (в их числе 14 машино-мест – для инвалидов),
  • для временного хранения жителями: 21 =14 = 35 машино-мест,
  •  для временного хранения для обслуживающих предприятий: 2 + 2 = 4 машино-места (в их числе 2 машино-места – для инвалидов).

Из всего количества автостоянок жителей для инвалидов необходимо выделить 10%:  140х0.1=14 машино-мест, плюс 2 машино-места около магазина и центра творчества.

Размещение автостоянок на территории квартала или жилой группы

Размещение автостоянок на территории и пешеходную доступность следует определять, руководствуясь разделом «Сооружения и устройства для хранения и обслуживания транспортных средств» СП 42.13330.2016, а также таблицей 7.1.1  СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». 

Противопожарные разрывы от парковок до объектов защиты следует определять по ФЗ 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"

На данной территории удалось разместить 45 автостоянок, чертеж в AutoCad можно скачать здесь.

45 машино-мест распределяются по назначению так:

  • 35 машино-мест предназначено для двойного хранения автомобилей жителей: днем для временного хранения, ночью – для постоянного хранения,
  • 3 машино-места предназначено для постоянного хранения автомобилей жителей,
  • 7 машино-мест предназначено для хранения автомобилей жителей-инвалидов, их относим к парковкам постоянного хранения,
  • 2 машино-места – для маломобильных посетителей обслуживающих предприятий (вне территории),
  • 2 машино-места – для посетителей и сотрудников обслуживающих предприятий (вне территории).

Необходимо соблюдать санитарные разрывы от автостоянок до объектов застройки по таблице 7.1.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»                                                                                   

                                                                                                                      Таблица 7.1.1

Определяем недостающее количество мест для постоянного хранения жителями: 140-45=95 машино-мест.

Недостающее количество машино-мест 95 штук следует предоставить в подземной парковке на территории или на плоскостных и многоуровневых стоянках в пределах пешеходной доступности 800 м согласно п. 11.32 СП 42.13330.2016.

Размеры парковочных мест для различных групп населения

Размер парковочного места для среднестатистической легковой машины обычно принимают 2.5 х 5.3 метров.

Но более точно размер парковочного места определяется по таблице из Приложения «А»  СП 113.13330.2016 "СНиП 21-02-99* Стоянки автомобилей"

Размер парковочного места для инвалидов-колясочников должен быть 3.6 х 6.0 метров, о чем однозначно написано в п. 5.1.5 СП113.13330.2016 "СНиП 21-02-99* Стоянки автомобилей".

Порядок расчета количества машиномест для инвалидов на стоянках (парковках) здесь.

Экологичные парковки

Экопарковки - это автостоянки, выполненные из специальных пластиковых или железобетонных решеток. В  сегменты решеток  засыпают растительный грунт и выращивают на нем смеси трав. 

Таким образом, машины стоят на своеобразном газоне, который создает экологичный микроклимат участка: уменьшается запыленность воздуха, не допускается перегрев территории.

Да, экопарковки, возможно, сложнее в уходе: приходится косить траву. Но выход из положения есть, существуют низкорослые и медленно растущие газоны. Зато не нужно подметать и отводить дождевые стоки!

Производство и применение газонных решеток с каждым годом растет, есть большое разнообразие материалов и форм.  Это очень красиво и экологично, но пока мало применяется. Остается ждать, когда застройщики захотят привлечь покупателей квартир еще одной фишкой: экопарковками на территории.

Заключение

Дорогие коллеги! При написании таких специализированных статей я  трачу значительное время на вычитывание нормативной документации, чтобы проверить актуальность своих знаний. Это помогает мне повысить квалификацию, и то же время я хочу быть полезной для вас, особенно для начинающих проектировщиков.

Напишите, пожалуйста, в комментариях, на какую тему из раздела "Схема планировочной организации территории. Благоустройство" вы хотели бы увидеть статью на блоге, и я ее непременно сделаю.

11 комментариев

Аватар комментатора Денис Автор: Денис

Добрый день!
Интересует расчет гостевых парковочных мест для коммерческой застройки в Москве, а также их размещение без радиуса действия.

Аватар комментатора Ирина Боронкина Автор: Ирина Боронкина

Добрый день! Для Москвы как отдельного государства, есть свои нормы расчета автостоянок и свои нормы благоустройства. При расчете автостоянок там нужно делать понижающую поправку при наличии рядом станции метро. Я не искала нормы для Москвы. Уверена, что есть в свободном доступе. Также обязательно изучите ГПЗУ и ПЗЗ на этот земельный участок.

Аватар комментатора Ирина Автор: Ирина

Здравствуйте, отличные и очень полезные статьи по ГП. Особенно спасибо за примеры расчетов. Вам нужно из этих статей собрать и издать книгу.

Аватар комментатора Ирина Боронкина Автор: Ирина Боронкина

Спасибо большое! Если издавать книгу, то нужно еще написать хотя бы 10 статей. А писать некогда, сейчас у меня ППМТ на 40 га, да еще ПЗУ на 17 домов, еще мелкие объекты типа котельных и спортклубов. Не пойму, жалуюсь я или хвалюсь, написав это... Правда, ПЗУ будут постепенно выполняться.
Скажите пожалуйста, а какие еще темы про генплан Вас интересуют?
Мне нужно знать, что интересно читателям, чтобы писать интересные статьи. Многие читатели говорят, что не пишут отзывы, потому что типа, это никого не интересует.
Как раз наоборот, Ваше мнение и мысли интересуют автора и других читателей.
И еще, работаете в Сивил или в Геоникс?
И еще, делаете одновременно ПОС и раздел АД?
Зайдите еще на статью про вертикальную планировку и скачайте файл-образец. Будет полезно.

Всего вам доброго, пишите мне сюда. Я буду очень рада.

Аватар комментатора Ирина Автор: Ирина

Ирина Боронкина, я так сказать представитель "академического" сообщества, преподаватель, поэтому у меня и подход сразу "книжку бы". Мне интересны все аспекты того "как это на практике, в жизни". Наверно было бы интересно что-то вроде "типичные ошибки начинающего генпланиста" , еще возможно про разные системы привязки зданий (по створам, по координатной сетке..), или возможно что-то типа "чему не учат в школе", если вы сталкивались с выпускниками арх.вузов, чего им не хватает больше всего, каких знаний?

Аватар комментатора Ирина Боронкина Автор: Ирина Боронкина

О, спасибо! Это шикарные темы! Я непременно напишу.
А Вы заметили, что если сделать в интернете запрос, к примеру: как сделать генплан, по посыпятся статьи и видео о том, как применить ту или иную компьютерную программу для выполнения отдельной задачи. Например, как быстро построить откосы, или как мгновенно сделать картограмму.
Но нет статей от том, как решить ту или иную проблему, возникающую при благоустройстве территорий, применив свое дизайнерское мышление и знание нормативной документации одновременно.
Еще интересная тема: как избавиться от открытых автостоянок насовсем?

Аватар комментатора Лидия Автор: Лидия

Почему в РСС нет расчета аналога стоимости подземных автостоянок

Аватар комментатора Ирина Боронкина Автор: Ирина Боронкина

Добрый день! Спасибо, что прочитали статью! Расчет стоимости проектирования подземных автостоянок вы имеете ввиду? Если Вам нужно срочно смету составить, то можно взять, например, от 5 до 9 процентов от стоимости СМР. Если по СПБ считать, то я займусь (ни разу не обсчитывала подземные автостоянки). Если я не поняла Ваш вопрос, то пишите подробнее, пожалуйста. Успехов Вам во всем!

Аватар комментатора Светлана Автор: Светлана

Спасибо, полезная статья

Аватар комментатора Ирина Боронкина Автор: Ирина Боронкина

Здравствуйте! Спасибо Вам! Напишите, пожалуйста, какая еще тема по проектированию генпланов интересует?

Аватар комментатора Ирина Боронкина Автор: Ирина Боронкина

Статья "Вертикальная планировка территорий" понравилась?

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение