Расчет автостоянок для жилых домов и общественных зданий | Размеры парковок и нормы их размещения | СП 42.13330.2016 | СП 113.13330.2016

Обновлено:

Для расчета и размещения автостоянок следует пользоваться перечисленными ниже сводами правил и санитарными нормами, которые вы легко можете скачать по предоставленным ссылкам:

СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»

СП 82.13330.2016«СНиП III-10-75 Благоустройство территорий»

СП 113.13330.2016 «СНиП 21-02-99* Стоянки автомобилей»

СП 140.13330.2012 «Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения» 

СП 160.1325800.2014 « Здания и комплексы многофункциональные»

СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (действует до 01.01.2022 г.)

ФЗ 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"

Нормы расчета количества автостоянок 

Количество автостоянок для жителей следует рассчитывать по региональным нормам, а для обслуживающих предприятий - по региональным нормам или по приложению "Ж" СП 42.13330.2016. в соответствии с СП 160.1325800.2014 "Здания и комплексы многофункциональные".

Региональные нормы и приложение "Ж" СП 42.13330.2016 нет смысла повторять в этой статье, но пример расчета, данный в следующем разделе, наглядно показывает принципы проектирования и размещения стоянок.

Общее количество необходимых автостоянок  - это сумма требуемых автостоянок на каждое здание (часть здания) и сооружение в квартале.

Пример расчета потребности в автостоянках для жилых домов и обслуживающих предприятий

Расчет общей потребности в гаражах и стоянках для постоянного хранения автомобилей жителей выполнен на примере постановления Правительства Нижегородской области от 31 декабря 2015 года № 921 "Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Нижегородской области":

"Количество автостоянок для постоянного хранения автомобилей жителей определяется в размере 70% проектного количества квартир, машино-мест.

Количество автостоянок для временного хранения автомобилей жителей  - 25% от мест постоянного хранения, машино-мест".

Расчет автостоянок для жителей рассчитывают по региональным нормам. Это "Правила землепользования и застройки" населенного пункта или "Правила благоустройства" населенного пункта.

Расчет автостоянок для маломобильных групп населения произведен для жилых домов и предприятий в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 №181-ФЗ из расчета 10% мест постоянного хранения автомобилей жителей, половина из которых  -  для инвалидов  на кресле-коляске.

Расчета автостоянок для обслуживающих предприятий производится согласно приложению "Ж", таблица Ж.1, СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".

Привожу некоторые из этих норм (по таблице Ж.1, СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений"):

Оздоровительные комплексы, ФОК -  1 м/место на 25-55  м2 общей площади (при общей площади менее 1000 м2), 1 м/место на 25-40 м2 общей площади (при общей площади 1000 м2 и более);

Аквапарки, бассейны - 1 м/место на 5-7 единовременных посетителей,

Супермаркеты, универмаги, торговые комплексы - 1 м/место на 40-50 м2 общей площади, 

Магазины по продаже непродовольственных товаров (мебель, автосалоны, инструменты, спортивные, бытовой техники, ювелирные, книжные и т.п.) -1 м/место на 60-70 м2 общей площади.

Гипермаркеты, магазины-склады - 1 м/место на 30-35 м2 общей площади,

Как видите, количество мест на автостоянке напрямую зависит от назначения здания. Даже для магазинов требуется разное количество машино/мест в зависимости от назначения магазина.

Основные нормы расчета автостоянок для гостиниц:

Подробнее расчет стоянок для мотелей и специализированных гостиниц следует смотреть в СП 257.1325800.2016.

Исходные данные для расчета количества автостоянок на территории квартала

1.    Жилой дом на 120 квартир

2.    Жилой дом на 80 квартир

3.    Магазин спортивных товаров  на 1 этаже жилого дома номер 2 (общая площадь помещения - 120 м2)

4.    Центр самодеятельного творчества на 1 этаже жилого дома номер 2  (общая площадь помещения - 50 м2)

Расчет автостоянок для жилых домов

Жилой дом номер 1

Количество квартир Ккв.=120.

Количество автостоянок для постоянного хранения автомобилей жителей:

Ап=Ккв х 70/100

Ап1=120 х 70/100 = 84 машино-места, из них 10%  - для инвалидов.

84х0.1 = 8 машино-мест для инвалидов, из них 4 машино-места – для инвалидов-колясочников.

Количество автостоянок для временного хранения автомобилей жителей:

Авр  =  Ап х 25/100

Авр1  = 84 х 25/100 = 21 машино-место.

Жилой дом номер 2

Количество квартир Ккв.=80.

Автостоянки для жителей дома.

Ап2 = 80х70/100 = 56 машино-мест, их них 6 машино-мест – для инвалидов (из них три машино-места для инвалидов- колясочников)

Авр2 = 56 х 25/100 =  14 машино-мест.

Расчет потребности в автостоянках для посетителей и сотрудников обслуживающих предприятий

Норма для посетителей и работников  центра творчества: одно машино-место на 25 м2 общей площади помещения.

Общая площадь помещения – 50 м2.

Ац=  50/25 = 2 машино-места (в том числе 1 машино-место для инвалидов).

Норма для посетителей и работников магазина спортивных товаров: одно машино-место на 70 м2 общей площади помещения.

Общая площадь помещения магазина  – 120 м2.

Ам = 120/70 = 1.7, принимаем 2 машино-места (1 машино-место для инвалидов.

Результат расчета

Итого, для рассматриваемой территории требуется автостоянок:

А = Ап1 + Ап2 + Авр1 + Авр2 + Ац +Ам = 84 +56 +21 +14 + 2 + 2 = 179 машино-мест, из них

  • для постоянного хранения жителями:  84+56=140 машино-мест (в их числе 14 машино-мест (10%)– для инвалидов, 7 машино-мест для инвалидов-колясочников, 7 машино-мест - для остальных представителей маломобильных групп населения,
  • для временного хранения жителями: 21 =14 = 35 машино-мест,
  •  для временного хранения для обслуживающих предприятий: 2 + 2 = 4 машино-места (в их числе 2 машино-места – для инвалидов).

Из всего количества автостоянок жителей для инвалидов выделено 10%:  140х0.1=14 машино-мест, плюс 2 машино-места около магазина и центра творчества, итого - 16 машино-мест.

Размещение автостоянок на территории квартала или жилой группы

Размещение автостоянок на территории и пешеходную доступность следует определять, руководствуясь разделом «Сооружения и устройства для хранения и обслуживания транспортных средств» СП 42.13330.2016, а также таблицей 7.1.1  СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». 

Противопожарные разрывы от парковок до объектов защиты следует определять по ФЗ 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"

В пределах выделенного земельного участка удалось разместить всего лишь 49 автостоянок. Чертеж в AutoCad можно скачать здесь.

49 машино-мест распределяются по назначению так:

  • 35 машино-мест предназначено для двойного хранения автомобилей жителей: днем для временного хранения, ночью – для постоянного хранения,
  • 14 машино-мест предназначено для хранения автомобилей жителей-инвалидов, 7 машино-мест для инвалидов-колясочников, габариты стоянки 3.60х6.00 м, 7 машино-мест для инвалидов, габариты 2.5х5.3 м. Эти стоянки относим к парковкам постоянного хранения

2 машино-места – для посетителей и сотрудников обслуживающих предприятий (вне территории).

2 машино-места – для маломобильных посетителей обслуживающих предприятий (вне территории),

Необходимо соблюдать санитарные разрывы от автостоянок до объектов застройки по таблице 7.1.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»                                                                                   

                                                                                                                      Таблица 7.1.1

Определяем недостающее количество мест для постоянного хранения жителями: 140-49=91 машино-место.

Недостающее количество 91 машино-место для постоянного хранения автомобилей жителей следует предоставить в подземной парковке на территории или на плоскостных и многоуровневых стоянках в пределах пешеходной доступности 800 м согласно п. 11.32 СП 42.13330.2016.

Пешеходная доступность до мест хранения автомобилей может быть уменьшена до 500 м в различных регионах, что должно быть отражено в ПЗЗ населенного пункта.

Размеры парковочных мест для различных машин

Размер парковочного места для среднестатистической легковой машины обычно принимают 2.5 х 5.3 метров.

Но более точно размер парковочного места определяется по таблице из Приложения «А»  СП 113.13330.2016 "СНиП 21-02-99* Стоянки автомобилей"

Размер парковочного места для инвалидов-колясочников должен быть 3.6 х 6.0 метров, о чем однозначно написано в п. 5.1.5 СП113.13330.2016 "СНиП 21-02-99* Стоянки автомобилей".

Порядок расчета количества машиномест для инвалидов на стоянках (парковках) здесь.

Экологичные парковки

Экопарковки - это автостоянки, выполненные из специальных пластиковых или железобетонных решеток. В  сегменты решеток  засыпают растительный грунт и выращивают на нем смеси трав. 

Таким образом, машины стоят на своеобразном газоне, который создает экологичный микроклимат участка:

  • уменьшается запыленность воздуха,
  • не допускается перегрев территории,
  • улучшается температурно - влажностный режим.

Да, экопарковки, возможно, сложнее в уходе: приходится косить траву. Но выход из положения есть, существуют низкорослые и медленно растущие газоны. Зато не нужно подметать и отводить дождевые стоки!

Производство и применение газонных решеток с каждым годом растет, есть большое разнообразие материалов и форм.  Это очень красиво и экологично, но пока мало применяется. Остается ждать, когда застройщики захотят привлечь покупателей квартир еще одной фишкой: экопарковками на территории.

При проектировании экологичных покрытий автостоянок следует площадь этих автостоянок включать в общую площадь газонов. При этом баланс территории участка будет выглядеть следующим образом.

Заключение

Дорогие коллеги! При написании таких специализированных статей я трачу значительное время на вычитывание нормативной документации, чтобы проверить актуальность подаваемого материала.

Это помогает мне повысить квалификацию, и то же время я хочу быть полезной для вас, особенно для начинающих проектировщиков.

Напишите, пожалуйста, в комментариях, на какую тему из раздела "Схема планировочной организации территории. Благоустройство" вы хотели бы увидеть статью на блоге, и я ее непременно сделаю.

Также жду ваших вопросов по теме, пишите сюда, пожалуйста.

На содержание канала 100 руб: моя карта Сбер 2202 2009 5942 5081

28 комментариев

Аватар комментатора Елена Автор: Елена

Добрый день! А при применении экопарковок разве не действуют требования по очистке поверхностных стоков при вместимости парковки от 10 машин и более?
Если действуют, то каким образом это можно выполнить?

Аватар комментатора Ирина Боронкина Автор: Ирина Боронкина

А как мы будем собирать стоки с газона, при помощи каких устройств? Эти стоки через пластиковые решетки фильтруются в грунт.

Аватар комментатора Наталья Автор: Наталья

Здравствуйте! Отличная статья, спасибо вам! Какое-то время не занималась жильём, теперь сложно наверстать упущенное. Подскажите, в региональных нормах путаница- есть уровень автомобилизации (200 мест на 1000 жителей) и в то же время прописано количество мест на квартиру в зависимости от типа жилья по уровню комфорта. Каким образом считать парковки в таком случае? По старинке от расчетной численности населения?

Аватар комментатора Ирина Боронкина Автор: Ирина Боронкина

Добрый день! Считайте по норме ПЗЗ населенного пункта - это если заказчику все равно, лишь бы получить разрешение на строительство. Если заказчик ориентируется на уровень комфортности (разбирается в этом вопросе), то надо обсудить с ним эту тему, и общее решение записать в ТЗ. Если в ТЗ будет написано: 1 или 2 автостоянки на одну квартиру, то у экспертизы не должно возникнуть вопросов при трех условиях: хватает площади участка (разместили всё: дороги, площадки, озеленение. Плотность застройки в норме), жилье действительно "комфорт" или "бизнес-класс", расчет количества автостоянок не противоречит ПЗЗ. Заказчику все-таки выгодно иметь много автостоянок: квартиры будут проданы быстрее. Пишите, пожалуйста, если есть еще вопросы.

Аватар комментатора Анатолий Автор: Анатолий

Здравствуйте! Я начинающий генпланист, и очень рад что зашёл на ваш блог! По моему вы единственный человек в рунете, кто понятно объясняет азы выполнения генплана. Огромное спасибо за ваш труд! Не много не понял как был составлен баланс (по каким критериям) для парковочных мест, которые получилось разместить 45. То есть как вы их распределили на места для инвалидов, для временного хранения и т.д.?

Аватар комментатора Ирина Боронкина Автор: Ирина Боронкина

Добрый день, Анатолий! Я задержалась с ответом на Ваш вопрос, потому что переделала наш чертеж-пример, чтобы было все предельно понятно. Сделать расчет количества автостоянок гораздо проще, чем их потом разместить на предоставленной территории. В нашем расчете нужно разместить с учетом всех санитарных и пожарных норм 179 автостоянок, из них:

  • для постоянного хранения 140 (из них 14 для инвалидов)
  • для временного хранения 39 (35 для жителей и 4 для облуживающих предприятий).
    Идея грамотного размещения такова:
  • сначала нужно разместить все стоянки для инвалидов, так как их нельзя удалять от зданий (у нас 14),
  • далее следует разместить все стоянки для временного хранения, так как их нельзя удалять от зданий ( у нас 35).
    Стоянки для временного хранения можно использовать для постоянного хранения в ночное время (двойное использование). То есть, днем стоят автомобили жителей и посетителей от 1 часа до 8 часов (привезли семью, вещи, продукты, приехали на обед или в магазин - все это временное хранение).
  • стоянки для обслуживающих предприятий можно разместить в карманах дорог с разрешения владельцев дорог и земли (у нас 4),
  • далее, нужно сосчитать, сколько стоянок для постоянного хранения не удалось разместить на предоставленной территории (у нас 91), и найти для них место: подземная парковка, многоуровневая или плоскостная стоянка в пешеходной доступности.
    Спасибо за вопрос!

Аватар комментатора Игорь Автор: Игорь

Здравствуйте! Подскажите ссылку на документ, регламентирующий кол-во парковочных мест при новой жилой застройке. 1 место= 1 квартира? Или всё таки 0.7 места= 1 квартира?

Аватар комментатора Ирина Боронкина Автор: Ирина Боронкина

Здравствуйте! В СП 42 нет таких норм. Следует считать по ПЗЗ населенного пункта. В некоторых ПЗЗ присутствует деление: для социального жилья - 0.7 на 1 квартиру, для коммерческого - 1, для бизнес-класса - 2.
Скачай

Аватар комментатора Ирина Боронкина Автор: Ирина Боронкина

Здравствуйте! В СП 42 нет таких норм. Следует считать по ПЗЗ населенного пункта. В некоторых ПЗЗ присутствует деление: для социального жилья - 0.7 на 1 квартиру, для коммерческого - 1, для бизнес-класса - 2.
Скачайте ПЗЗ на сайте администрации. Всего доброго!

Аватар комментатора Наталья Автор: Наталья

Какую площадь озеленения на благоустройстве территории будет занимать экопарковка. Как рассчитать процентное соотношение при подсчете баланса территории?

Аватар комментатора Ирина Боронкина Автор: Ирина Боронкина

Добрый день! Площадь экопарковки в балансе территории следует отнести (прибавить) к площади газонов, если на вашей экопарковке посеен газон.

Аватар комментатора Наталья Автор: Наталья

Наталья, 1 к 1 в процентном соотношении?

Аватар комментатора Ирина Боронкина Автор: Ирина Боронкина

Не понятен вопрос...

Аватар комментатора Ирина Боронкина Автор: Ирина Боронкина

В статью для примера добавлена таблица "Баланс территории". Посмотрите, пожалуйста.

Аватар комментатора Александра Автор: Александра

Ирина, здравствуйте. А не встречались ли вам нормы касательно ситуации, когда рядом располагаются парковки. И какое расстояние между ними принять, чтобы они считались как разные с соответствующим количеством машино-мест? нашла в нормах СПб и Москвы расстояние 25 м. А в общем по России не нашла. Ну и не думаю, что например, для Ачинска Красноярского края такую норму отдельно пропишут в их местных нормативах. Заранее благодарю за ответ.

Аватар комментатора Ирина Боронкина Автор: Ирина Боронкина

Добрый день! Этой нормы (25 м) нет в СП 42. Есть в ПЗЗ некоторых населенных пунктов, вы правы. У нас в Нижегородской области мы используем любой озелененныйпромежуток между группой парковок

Аватар комментатора Ирина Боронкина Автор: Ирина Боронкина

Добрый день! Этой нормы (25 м) нет в СП 42. Есть в ПЗЗ некоторых населенных пунктов, вы правы. У нас в Нижегородской области мы используем любой озелененный промежуток между группой парковок, хотя бы 5 метров, и считаем, что парковки раздельные (это по негласному соглашению)
Еще нужно применять:

  1. брать расстояния по интерполяции,
  2. соблюдать расстояния только до парковок для постоянного хранения (для временного не соблюдать)
  3. принять расстояния по результатам расчетов рассеивания загрязнений (расчет экологов)
  4. расстояния до общественных зданий (магазины, офисы) не нормируются
  5. для зданий с помещениями различного функционального назначения требуемое количество машино-мест следует определять раздельно для каждого вида помещений, а затем суммировать.
  6. предусматривать двойное использование парковочных мест
  7. применять понижающие коэффициенты, оговоренные в местных нормах
  8. применять пешеходную доступность (500-800м, как в вашем ПЗЗ) до парковок постоянного хранения. Можно сделать парковку на отдельной территории с учетом пешеходной доступности (только для этого надо оформить ЗУ). Или принести справку от владельцев существующего паркинга о том, что он может принять на постоянное хранение столько-то машин.

Пишите, обращайтесь! С уважением, И.А.

Аватар комментатора Денис Автор: Денис

Добрый день!
Интересует расчет гостевых парковочных мест для коммерческой застройки в Москве, а также их размещение без радиуса действия.

Аватар комментатора Ирина Боронкина Автор: Ирина Боронкина

Добрый день! Для Москвы как отдельного государства, есть свои нормы расчета автостоянок и свои нормы благоустройства. При расчете автостоянок там нужно делать понижающую поправку при наличии рядом станции метро. Я не искала нормы для Москвы. Уверена, что есть в свободном доступе. Также обязательно изучите ГПЗУ и ПЗЗ на этот земельный участок.

Аватар комментатора Ирина Автор: Ирина

Здравствуйте, отличные и очень полезные статьи по ГП. Особенно спасибо за примеры расчетов. Вам нужно из этих статей собрать и издать книгу.

Аватар комментатора Ирина Боронкина Автор: Ирина Боронкина

Спасибо большое! Если издавать книгу, то нужно еще написать хотя бы 10 статей. А писать некогда, сейчас у меня ППМТ на 40 га, да еще ПЗУ на 17 домов, еще мелкие объекты типа котельных и спортклубов. Не пойму, жалуюсь я или хвалюсь, написав это... Правда, ПЗУ будут постепенно выполняться.
Скажите пожалуйста, а какие еще темы про генплан Вас интересуют?
Мне нужно знать, что интересно читателям, чтобы писать интересные статьи. Многие читатели говорят, что не пишут отзывы, потому что типа, это никого не интересует.
Как раз наоборот, Ваше мнение и мысли интересуют автора и других читателей.
И еще, работаете в Сивил или в Геоникс?
И еще, делаете одновременно ПОС и раздел АД?
Зайдите еще на статью про вертикальную планировку и скачайте файл-образец. Будет полезно.

Всего вам доброго, пишите мне сюда. Я буду очень рада.

Аватар комментатора Ирина Автор: Ирина

Ирина Боронкина, я так сказать представитель "академического" сообщества, преподаватель, поэтому у меня и подход сразу "книжку бы". Мне интересны все аспекты того "как это на практике, в жизни". Наверно было бы интересно что-то вроде "типичные ошибки начинающего генпланиста" , еще возможно про разные системы привязки зданий (по створам, по координатной сетке..), или возможно что-то типа "чему не учат в школе", если вы сталкивались с выпускниками арх.вузов, чего им не хватает больше всего, каких знаний?

Аватар комментатора Ирина Боронкина Автор: Ирина Боронкина

О, спасибо! Это шикарные темы! Я непременно напишу.
А Вы заметили, что если сделать в интернете запрос, к примеру: как сделать генплан, по посыпятся статьи и видео о том, как применить ту или иную компьютерную программу для выполнения отдельной задачи. Например, как быстро построить откосы, или как мгновенно сделать картограмму.
Но нет статей от том, как решить ту или иную проблему, возникающую при благоустройстве территорий, применив свое дизайнерское мышление и знание нормативной документации одновременно.
Еще интересная тема: как избавиться от открытых автостоянок насовсем?

Аватар комментатора Лидия Автор: Лидия

Почему в РСС нет расчета аналога стоимости подземных автостоянок

Аватар комментатора Ирина Боронкина Автор: Ирина Боронкина

Добрый день! Спасибо, что прочитали статью! Расчет стоимости проектирования подземных автостоянок вы имеете ввиду? Если Вам нужно срочно смету составить, то можно взять, например, от 5 до 9 процентов от стоимости СМР. Если по СПБ считать, то я займусь (ни разу не обсчитывала подземные автостоянки). Если я не поняла Ваш вопрос, то пишите подробнее, пожалуйста. Успехов Вам во всем!

Аватар комментатора Светлана Автор: Светлана

Спасибо, полезная статья

Аватар комментатора Ирина Боронкина Автор: Ирина Боронкина

Здравствуйте! Спасибо Вам! Напишите, пожалуйста, какая еще тема по проектированию генпланов интересует?

Аватар комментатора Ирина Боронкина Автор: Ирина Боронкина

Статья "Вертикальная планировка территорий" понравилась?

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение